Призвание — это занятие, которое доставляет радость, удовлетворение и даже счастье. Занимаясь любимым делом, каждый чувствует, что его способности раскрываются, хочется фантазировать, творить. Конечно, нельзя отрицать, что истинное призвание основано на склонностях и способностях. К примеру, можно любить шить, но, не развивая такие способности, как аккуратность и усидчивость, скорее всего не удастся создать что-то по-настоящему красивое.Психологи считают, для того, чтобы узнать о своем призвании, необходимо много трудиться, узнавать, экспериментировать. Счастлив тот, у кого свой особенный интерес появился с детства. Но у подавляющего большинства людей нет точных и однозначных предпочтений. Нравятся, как правило, и спорт, и музыка, и кинематограф и многое другое. Но все как -то понемногу, не всерьез.
Так в каком же направлении надо работать, чтобы разобраться в самом себе? Как развить свой природный потенциал?
Проанализировав свои интересы и взвесив способности, можно выделить некоторые области, в которых они будут совпадать. И тут уж нельзя лениться! Как известно любое большое дело требует и большого труда. Но есть призвание иного рода. Когда у человека есть большой интерес, а вот способностей, к сожалению, не хватает. Столкнувшись с таким положением дел, не стоит отчаиваться. Считается, что это и есть искреннее призвание, которое не поддерживается легкостью исполнения задачи. А человек, добивающийся хороших результатов, наперекор обстоятельствам, достоин глубокого уважения. Но как быть, если твое призвание, например, любовь к фотографии, не может являться профессией с достойным заработком. Ведь далеко не все фотографы получают большие гонорары. Не стоит огорчаться, ведь знакомясь с разнообразным миром профессий, можно найти ту, где пригодятся и способности и природные данные. Главное помнить, что при правильном выборе, профессиональные знания всегда будут дополняться природными интересами. |
1. Позиция старших членов семьи
Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии. 2. Позиция товарищей, подруг Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь. 3. Позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя. 4. Личные профессиональные планы Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии. 5. Способности О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности. 6. Уровень притязаний на общественное призвание Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний. 7. Информированность Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними. 8. Склонности Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. |
Процесс профессионального самоопределения |
Результатом профессиональной ориентации является наличие сформированного самоопределения. Весь этот процесс можно разделить на несколько этапов
На первом этапе личность направлена на выбор своего жизненного пути, это своеобразный период «активного поиска цели». Вторым этапом в выборе личностью своего места в жизни является «осознание цели» для себя и значимости ее для общества. Человек усваивает определенные ценности, направленные на него со стороны общества. Третьим этапом профессионального развития индивида является реализация им жизненных ценностей. Формирование активной жизненной позиции человека — вот одна из главных задач как в целом социальной, так и профессиональной ориентации. Процесс профессионального самоопределения — длительный процесс. Он заканчивается тогда, когда у человека сформируется положительное отношение к себе как к субъекту профессиональной деятельности. И выбор профессии — это лишь показатель того, что процесс профессионального самоопределения переходит в новую фазу своего развития Какие же виды деятельности способствуют профессиональному самоопределению? Здесь все зависит от возраста. Для младших школьников это предметно-практическая познавательная деятельность, то есть учебный процесс. Для подростков это общественно полезная деятельность: учебная, трудовая, производительный труд, спортивная и др. Для старшеклассников это учебная деятельность. Они направляют свои усилия в основном на те виды учебной деятельности, которые в дальнейшем будут связаны с их профессиональной деятельностью. |
Интересы и склонности |
Любая профессия предъявляет требования к интересам: в одних случаях это интерес к новому, в других — к практической деятельности, процессу труда или его результату.
Интерес — это индивидуальная психологическая особенность человека, которая характеризуется избирательной направленностью к явлениям действительности. Значение интересов в жизни человека велико: они побуждают овладеть знаниями, расширять кругозор, помогают преодолевать трудности, препятствия и т.д. Интересы могут переходить в склонности — стремление заниматься определенной деятельностью, жажду этой деятельности. Настоящая склонность обычно сочетает в себе устойчивый интерес к тем или иным явлениям действительности и устойчивое стремление самому действовать в этом направлении. Между интересами и склонностью много общего, но есть и различие. Стоит отметить, что не существует неинтересных или интересных дел. Одному человеку интересно лечить людей, другому строить дома, третьему давать знания детям. То, что сегодня человеку неинтересно, завтра может захватить все его чувства и мысли. Что касается выбора профессии, то лучше выбирать ее в соответствии со своими устойчивыми интересами и склонностями. И только в том случае, когда с интересами связаны жизненные профессиональные планы, говорят о профессиональных интересах. |
|
Способности и профпригодность |
Если требования, которые профессия предъявляет к работающему, совпадают с его личными качествами и возможностями, то говорят о профессиональной пригодности. То есть профпригодность — это гармония человека и его дела.
Пригодность к профессии характеризуют такие показатели, как успешность овладения и удовлетворенность человека своим трудом. В основе успешности овладения человека трудом лежат, прежде всего, его способности. Что же такое способности? Это такие индивидуально-психологические особенности человека, которые помогают ему добиваться успеха в какой-либо деятельности, но не сводятся к знаниям, привычкам, навыкам. Если у человека есть способности, он достаточно быстро приобретает необходимые знания и умения. Что интересно, способности человека не являются врожденными. Каждый из нас рождается с задатками, то есть с определенными физиологическими особенностями строения мозга, органов чувств и движения. Человек может быть и непригоден к определенному труду. Например, если у него имеются отклонения в состоянии здоровья, которые будут усугубляться в процессе этого труда или мешать его выполнению. Но одно несомненно: каждому выбирающему профессию важно попробовать себя в разнообразных видах деятельности и научиться выявлять и развивать свои способности. |
|
Функции профориентации |
Профориентация — это самостоятельная область знания. Однако формируется она на стыке педагогики, психологии, социологии, экономики, философии, медицины и права.
Выделяют четыре функции профориентации: социальную, экономическую, медико-физиологическую и психолого-педагогическую. Социальная функция подразумевает усвоение определенной системы знаний, норм, ценностей. Все это позволит осуществлять свою социально-профессиональную деятельность. Экономическая функция означает улучшение качественного состава рабочей силы, повышение удовлетворенности юношей и девушек содержанием труда, повышение профессиональной активности и производительности труда, экономию рабочего времени. Медико-физиологическая функция — это реализация требований к здоровью и отдельным физиологическим качествам, необходимым для выполнения той или иной профессиональной деятельности. Психолого-педагогическая функция — это, прежде всего, выявление и формирование интересов, склонностей, способностей, помощь в поиске призвания, выборе такой профессии, которая соответствовала бы индивидуальным особенностям личности, ее потенциальным возможностям |
Профориентация способствует экономическому росту страны; помогает молодежи найти свое место в развивающейся экономике, обеспечивая реализацию свободы индивидуального выбора профессии; предоставляет молодым людям доступ к обучению в средних и высших учебных заведениях, а также к дальнейшей работе по специальности. Сохраняя, в основном, свои посреднические функции между потребностями человека в профессиональной деятельности и рынком труда, российская система профориентации в последнее время претерпевает значительные изменения. Это вызвано быстрыми темпами развития экономики страны, применением новых информационных технологий и более сложной организацией труда человека.
Цель и задачи профессиональной ориентации. Целью профориентационной деятельности техникума является реализация государственной политики в области профориентации детей и подростков позволяющей сформировать гармоничную личность в единстве трудового, творческого, интеллектуального, физического, духовного, нравственного и психического развития.
- КнАЛПТ осуществляет подготовку рабочих(специалистов) по самым престижным профессиям (специальностям); - выпускники КнАЛПТ востребованы на ведущих предприятиях города и прилежащих районов Хабаровского края, а так же региона; - в КнАЛПТ – современная материально-техническая база для обучения студентов; - в КнАЛПТ — высококвалифицированные преподавательские кадры; - в КнАЛПТ – яркая и интересная студенческая жизнь.
К основным задачам относятся: - помощь самоопределяющемуся подростку в адаптации к реальным социально-экономическим условиям рынка; - формирование способности самостоятельно ориентироваться в постоянно меняющейся ситуации; - формирование морально-волевого «тыла» самоопределяющегося человека; - формирование готовности к внутренним компромиссам на пути к успеху; - формирование ценностно-смыслового ядра самоопределяющейся личности; - подготовка самоопределяющегося человека к достойному поведению в ситуациях ненормативного жизненного и профессионального кризиса; Направления профориентационной работы:
|
Выбор профессии — это уравнение с несколькими неизвестными. Существует так называемая «формула выбора профессии»:
Хочу — это ваши интересы, склонности, желания, мечты. Могу — это ваши психофизиологические возможности, здоровье, способности, то есть профессиональная пригодность. Надо — это потребность в кадрах на рынке труда, востребованность вашей профессии. Главное суметь совместить свои хочу, могу и надо, тогда профессиональный выбор будет удачным. Иными словами, задача заключается в том, чтобы найти профессию, которая:
|
Все мы знаем, что профессия — это дело, которое требует от человека развития определенного уровня знаний, специальных умений, навыков и служит источником его доходов. Профессия важна для каждого человека, так как она является основой его благополучия.
Понятие профессия сложное и включает в себя множество других понятий, так, например, специальность — это отдельная отрасль науки, техники, искусства или мастерства. Современный мир профессий широко развит, поэтому все специалисты, будь они представителями любой профессии, имеют более узкое направление своей деятельности. Так, например, врач может быть окулистом или терапевтом, шофер — водителем троллейбуса или грузового крана, преподаватель — учителем начальных классов или лектором в институте. Процесс получения более узкой специальности называется специализация.
Получив специальность и работая на предприятии, человек должен постоянно совершенствовать свое мастерство. Необходимо посещать курсы переподготовки. Мир не стоит на месте и для успешного бизнеса нужны знающие специалисты, разбирающиеся во всех, даже самых последних достижениях. Такой вид профессионального развития называется повышение квалификации. Квалификация работника является показателем его опытности и успешности, ведь чем она выше, тем больше знает и умеет данный человек. По мере профессионального роста, работнику присваиваются все более высокие разряды или категории, которые, в свою очередь, повышают его доходы.
В профессиональной деятельности существует и такое понятие, как должность. Это, по сути, те обязанности, которые человек выполняет в данной организации и занимаемое им положение в штате сотрудников. Например, школьный учитель обязан учить детей, согласно занимаемой им должности, а вот выдавать одежду в гардеробе обязана гардеробщица и никак не наоборот. Должность человека определяет не только его иерархическое положение в организации, но и заработную плату.
Получая профессию, следует учитывать, что каждой из них обучают в специальных учебных заведениях. Поэтому следует реально смотреть на вещи, стараясь гармонично сочетать желаемое и действительное. По окончании выпускнику выдается диплом, согласно которому человек будет работать долгие годы. Если учащийся во время учебы расширял свою сферу знаний, посещал, например, дополнительные курсы, то к его диплому будут прилагаться сертификаты о его дополнительном образовании, что расширит его профессиональный выбор.
Выбирая профессию, следует помнить, что получение ее, то есть образование, а в дальнейшем и сама работа, подчиняются определенным правилам. Знание этих правил и умение их использовать помогут вам в выборе профессии и ее получении.
«Если корабль не знает к какой пристани он держит путь, то никакой ветер не будет ему попутным» Сенека
www.proforientator.ru
azps.ru
smartia.me
onlinetestpad.com
www.ucheba.ru
prevolio.com
moeobrazovanie.ru