Служба примерения (медиальная) « Сайт Лесопромышленного техникума | Комсомольск-на-Амуре

Служба примирения (медиальная).

img_2117_1

С целью оказания помощи участникам образовательного процесса в разрешении споров и конфликтных ситуаций путем введения методов и принципов восстановительной медиации в КЛПТ создана служба примирения (медиальная), которая  осуществляет свою деятельность на основании положения о Службе примирения (медиальной).

Данная служба является структурным подразделением образовательного учреждения, объединяет педагогов и других участников образовательного процесса, заинтересованных в разрешении конфликтных ситуаций и развитии восстановительной медиации в техникуме.

Председатель — педагог-психолог техникума Ильиных Елена Владимировна, прошла обучение по программе повышения квалификации «Медиация. Базовый курс» вДальневосточном институте управления — филиал РАНХиГС при Президенте Российской Федерации.

Медиация является одной из самых перспективных технологий конструктивного разрешения конфликтов с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном споре стороны  — медиатора.

Эта особая форма посредничества призвана содействовать конфликтующим сторонам в как можно более скором приведении спора к взаимовыгодному и жизнеспособному решению, причем медиатор лишь способствует созданию условий для этого, а не выносит решение в пользу той или иной стороны.

На протяжении многих веков медиация успешно применялась для урегулирования конфликтов между странами, семьями, соседями, политическими партиями, религиозными общинами и различными общественными группами. В наше время значение медиации не только не уменьшилось, но значительно возросло и продолжает демонстрировать свою результативность и эффективность.

image2

Понятие «медиация» происходит от латинского «mediare»- посредничать. Посредничество в конфликтах имеет богатую историческую традицию: его практиковали в античной Греции, в древнем Китае и Японии, в Европе во времена средневековья. В античной Греции посредники помогали разрешать противоречия между городами-государствами, в древнем Китае и Японии их активно привлекали для достижения компромисса в случае возникновения конфликта между различными сословиями и социальными группами. Представители религий также часто выступали посредниками в конфликтах.

Современное понимание медиации начало формироваться во второй половине ХХ века в странах англо-саксонского права - США, Австралии, Великобритании. Сам термин «медиация» впервые появляется в 1947 году в названии американского федерального центра по урегулированию конфликтов между работодателями и профсоюзами «Federal Mediation and Conciliation Service». В 60-е годы в США закладываются основы медиации как альтернативного способа разрешения правовых споров. Это время можно охарактеризовать как период активных протестов против войны во Вьетнаме, движения за права человека, нового определения роли полов и массовых студенческих волнений. Идеи, исходившие из этих движений, а также импульсы культурологов и других ученых привели к тому, что начали активно разрабатываться альтернативы традиционным правовым системам.[1]

Сегодня медиация на законодательном уровне закреплена во многих странах мира, соответствующие правовые акты существуют в США, Австрии, Германии, Великобритании, Голландии, Франции, России (Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010 N 193-ФЗ (действующая редакция, 2016).

Медиация способна значительно сократить материальные и моральные потери всех участников конфликта, преодолеть сопровождающие его негативные эмоции и обеспечить более комфортное сосуществование конфликтующих сторон в будущем на основе доверия. С помощью медиатора, чью роль можно образно сравнить с функцией «человека-громоотвода», они занимаются не поиском виноватых и доказательством своей правоты, а пытаются совместно искать решения проблем. Поэтому сущность медиации заключается именно в хорошо продуманной и оптимально выстроенной процедуре переговоров. Посредник делает все возможное, чтобы позиция и стоящие за ней чувства, интересы и потребности оппонентов сначала были высказаны, а затем услышаны и поняты всеми сторонами.[2]

Результатом медиации является подписание мирового соглашения, которое оформляется в письменной форме.

Для разрешения конфликта с помощью посредничества очень важно заранее оговорить различные вопросы, связанные с особенностями процедуры медиации, а также добиться единообразного понимания сторонами роли и функций посредника.

Дмитрий Давыденко определяет медиацию как «добровольный процесс разрешения конфликта, в котором нет победителей и побежденных». Решение принимают сами участники примирительной процедуры, медиатор лишь способствует им в этом. Достигнутые решения, как правило, не требуют принудительного исполнения, если стороны ими удовлетворены, они сами заинтересованы в их исполнении. Если же спустя некоторое время внешние обстоятельства изменятся, они могут снова прибегнуть к процедуре медиации и адаптировать к ним свое соглашение.

Основополагающими принципами медиации являются добровольность, равноправие сторон, конфиденциальность, независимость и беспристрастность медиатора, конструктивный характер переговоров. [3] Конфликтующие стороны нельзя заставить участвовать в медиации. Более того, в любой момент они вправе отказаться от ее продолжения. Исключение составляют лишь те случаи, когда обязательная попытка примирительной процедуры предусмотрена законом. Заключать мировое соглашение стороны также не обязаны, так как рассмотрение различных вариантов примирения не принуждает их, а скорее предоставляет шанс избежать судебного разбирательства в случае обоюдного согласия.

В процессе медиации всем участникам предоставляются равные права: в высказывании своих позиций и интересов, в том числе в выражении своего мнение, как по поводу процедуры медиации, так и по поводу предполагаемого решения конфликта. Каждая из сторон обладает равными возможностями быть услышанной как своим оппонентом, так и медиатором. Конфиденциальность медиации позволяет сторонам спора обсуждать свои действительные интересы, не опасаясь их недобросовестного использования оппонентом.

Управляя процессом переговоров, медиатор воздерживается от прямых советов и избегает фраз, которые могут быть интерпретированы в пользу одной из сторон. Во время медиации посредник создает и поддерживает атмосферу доверия и взаимного уважения, стремясь обеспечить эмоционально-психологический комфорт вовлеченных в спор сторон. Именно поэтому ему предоставляется право управления ходом процесса переговоров, а также установления и контроля «правил игры».

Таким образом, медиация создает условия для кооперативного разрешения конфликтной ситуации, переводит конфликт с уровня позиций на уровень интересов, соотносит чувства, потребности и интересы конфликтующих сторон в процессе поиска решения проблемы и содействует совместной выработке и принятию общего решения проблемы, которое учитывает интересы и потребности обеих конфликтующих сторон.

Эффективная медиация соответствует следующим критериям:

• осуществляется на добровольной основе,

• ориентирована на достижение результата,

• независима от суда,

• способствует конструктивной коммуникации,

• основана на нейтралитете и беспристрастности в конфликтной ситуации,

• ориентирована на будущее,

• четко структурирована,

• способствует развитию личной ответственности,

• обеспечивает процессуальную основу переговоров,

• неформальна, дешевле и быстрее, чем судебный процесс,

• обеспечивает возможность всем конфликтующим сторонам участвовать в процессе поиска решения проблемы.

Следует также отметить, что во всех видах медиации присутствуют две составляющие: эмоциональная и предметная (содержательная). И именно этим медиация отличается от судебного процесса, который основное внимание уделяет предмету конфликта, и от психотерапии, которая разбирает больше эмоциональный аспект. Медиатор работает и с предметом конфликта, и с сопровождающими его эмоциями, так как без их выхода сторонам крайне сложно найти взаимоприемлемое решение проблемы. [4]

В России процедура медиации только начинает свое развитие, но уже накопленный, к настоящему времени, опыт свидетельствует о ее незаменимой роли в урегулировании спорных и конфликтных ситуаций, как в образовательных учреждениях различного уровня, так и в судебных практиках. Подрастает новое поколение, привыкающее к использованию медиации, для решения спорных вопросов различного характера, изменяется устоявшийся менталитет зрелого населения, что позволяет делать положительные прогнозы внедрения медиативных процедур в практическую работу.


[1]Besemer C. Mediation — Vermittlung in Konflikten / Werkstatt für Gewaltfreie Aktion, 9. Auflage, Baden 2002.

[2]Лабода С. В. Медиация: искусство договариваться / «Адукатар» № 2(18), Минск: 2010.

[3]Давыденко Д. Мировая практика медиации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.z-gr.ru/publications/mirpraktic. Дата доступа: 10.02.2015.

[4]Базовый курс медиации: рефлексивные заметки / М. С. Бойко [и др.] ; под общ. ред. С. В. Лабода. — Минск : Медисонт, 2011. — 316 с. ISBN 978-985-6982-26-5.

Яндекс.Метрика